Административная структура управления и штаты
Федеральное государственное учреждение «Государственный природный биосфер-ный заповедник «Убсунурская котловина» (далее: Заповедник), является юридическим лицом, финансируемым за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также собственных средств, направляемых на реализацию основных задач.
Заповедник находится на самостоятельном балансе, имеет счета в учреждениях банка Российской Федерации и печать с изображением герба Российской Федерации.
Заповедник входит в систему Министерства природных ресурсов Российской Федерации, подведомственен Федеральной службе по надзору в сфере природопользова-ния (далее: Росприроднадзор). Управление, информационные и функциональные связи между отделами заповедника и районными инспекциями осуществляются через аппарат управления и научно-технический совет (НТС) заповедника, расположенный в г.Кызыле.
Общая численность сотрудников заповедника по состоянию на 01.01.2008г. – 114 человек. Заповедник имеет следующие структурные подразделения: дирекция заповедника и 7 районных инспекций, созданных для охраны 9 кластеров на территории семи административных районов республики. В составе заповедника выделяются следующие отделы: отдел охраны территории, 62 государственных инспектора, в т.ч. 43 в районных инспекциях и 12 чел. опергруппа; отдел науки 9 чел., отдел экологического просвещения 6 чел., отдел обеспечения основной деятельности 32 чел., и финансово-экономический отдел 5 человек.
Инфраструктура
Основными структурными подразделениями заповедника являются семь районных инспекций по охране кластеров: Эрзинское, Тес-Хемское, Монгун-Тайгинское (в одноименных районах), Кара-Хольское (в Бай-Тайгинской районе), Абазинское и Сут-Хольское (в Сут-Хольском районе) и Чаа-Хольское (в Чаа-Хольском районе). Управление каждой районной инспекцией осуществляет старший государственный инспектор с участковыми и государственными инспекторами и техническим персоналом (от 4 до 17 человек). Ими ведутся работы по охране территории, регулированию природопользования в охранных зонах, проведению мероприятий по экопросвещению, экотуризму, содействие в проведении мониторинга и научно-исследовательских работ.
Офис дирекции расположен в г.Кызыле, где также расположено помещение, для создания визит-центра, которое требует ремонта и реконструкции.
Дирекция заповедника и районные инспекции имеют минимально необходимую материально-техническую базу: легковые и грузовые автомобили, снегоходы, мотолодки, средства радиосвязи, оргтехнику (таблица 2.2.1). Из 7 райинспекций автотранспорт (УАЗ) имеют только Чаа-Хольская, Тес-Хемская и Эрзинская (а/м требует списания) райинспекции.
В связи с недостаточно развитой сетью электрической связи в отдаленных районах республики, заповедником используются коротковолновые радиостанции «Ангара», сотовая связь, развивается система спутниковой связи (в т.ч. для проведения рейдов опергрупп).
Охрана территории
Для обеспечения режима охраны территорий, на территории семи административ-ных районов, где расположены кластеры заповедника организовано семь районных инспекций, общей численностью 43 госинспектора. Без учета госинспекторов центрального аппарата и опергруппы (19 чел.), средняя площадь охраняемых территорий, приходящихся на одного госинспектора охраны территории в районах:
- ядра заповедника – 7516,2 га.;
- охранных зон – 13998,5 га.;
- всего охраняемых территорий – 21514,7 га.
При дирекции заповедника создано две оперативные группы по 6 человек, оснащен-ные (при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ) автотранспортом, мотолодками, мобильными КВ и носимыми радиостанциями, спутниковыми телефонами, КПК, спутниковыми навигаторами, фото- и видеокамерами, прибором ночного видения, полевой одеждой, таборным имуществом и спец.средствами. Выезды опергрупп в районы осуществляются в плановом порядке в периоды и сезоны особой охраны (нерест, отел, учеты и т.д.), а также по информациям с мест и заявкам райинспекций.
На кластерах в районах охрану несут государственные инспектора, осуществляя ежедневное или периодическое патрулирование, заезд на кордоны вахтовым методом. Большинство госинспекторов райинспекций проживает в непосредственной близости от охраняемых территорий.
Госинспекторы заповедника ведут дела по нарушениям режима охраны заповедника и охранных зон, взыскивают (добровольно или через судебные органы) административные штрафы и иски с нарушителей заповедного режима, ведут разъяснительную и эколого-просветительскую работу. К перечню основных обязанностей госинспекторов также относятся работы и мероприятия по предупреждению и борьбе с лесными и степными пожарами в кластерах и охранных зонах.
К основным видам нарушений режима охраны территории относятся: нарушения правил и сроков рыбной ловли, правил охоты, правил пожарной безопасности в лесах, незаконное нахождение, проход и проезд граждан и транспорта по заповеднику.
В процессе ежедневной работы государственные инспекторы проводят беседы с местным населением, посетителями природных и культурно-исторических объектов в охранных зонах, участвуют в природоохранных акциях проводимых заповедником, местными администрациями и общественными организациями, выступают в СМИ, выполняют хозяйственные мероприятия на кордонах и благоустройство мест массового отдыха.
Вместе с тем, в работе службы охраны заповедника имеют место следующие проблемы и недостатки:
•Отсутствие материалов лесоустройства заповедника.
•Недостаточная оснащенность службы охраны территории автотранспортными средст-вами, средствами связи и коммуникаций, оргтехникой. Имеет место острый недостаток в кордонах на ключевых территориях, обеспечении форменной и полевой одеждой.
•Текучесть кадров. Причины - низкий уровень заработной платы. Трудности в подборе квалифицированных кадров в отдаленных районах.
•Недостаточно контролируются землепользователи, ведущие хозяйственную деятель-ность в охранных зонах заповедника (сельскохозяйственные предприятия, чабаны, лесхозы, промысловая охота и рыболовство и т.д.).
Управление природными ресурсами
Управление природными комплексами заповедника осуществляется на основе функционального зонирования территории в соответствии с установленным режимом охраны каждого кластерного участка и их охранных зон. В состав природных комплек-сов заповедника входят водно-болотные, степные, лесостепные, горно-таежные, ледни-ковые экосистемы и кластер «Ямаалыг» - уникальный объект культурно-исторического значения, а также геологические объекты, животный мир, создающие не только природ-ные ландшафты, но и широкое биоразнообразие и эстетические ценности.
В связи с тем, что кластеры заповедника расположены в удаленных и недоступных местах (категории 1А и 1Б), в них не проводятся лесохозяйственные и другие мероприя-тия, за исключением строительства кордонов для отдыха и проживания госинспекторов, использования в научных целях. Изредка проводится рассолка солонцов и биотехмеро-приятия в особо снежные годы. На территориях непосредственно кластеров установлен режим строгой охраны, в них нет населенных пунктов и хозяйствующих субъектов. В виде исключения, Положением о заповеднике прописаны отдельные маршруты и прохо-ды в кластерах, такие как два альпинистских маршрута на гору Монгун-Тайга, проходы в охотугодья и лечебные источники по пропускам и в сопровождении госинспекторов.
В границах охранной зоны заповедника ведут хозяйственную деятельность иные землепользователи, в частности лесхозы, охотпользователи, общественные и частные сельские хозяйства, занимающиеся в основном отгонным животноводством. Контроль за соблюдением природоохранного законодательства и режима охранных зон заповедника этими землепользователями значительно затруднён в связи с несовершенством законо-дательной базы, в частности, с отсутствием финансовых и правовых обязательств у данных землепользователей. В основном действия инспекции заповедника сводятся к контролирующим функциям, таким как регулирование выпаса скота, охоты и рыболовст-ва в пределах утвержденных квот и лимитов, ограничение распашки водоохранных зон, запрещение весенних сельхозпалов, стихийных свалок и т.д.
Кластеры заповедника внесены в Государственный реестр с оформлением свидетельств на право постоянного и бессрочного пользования.
Животный мир является неотъемлемой частью природных экосистем. Систематичес-кая работа по охране животного мира является одной из приоритетных задач деятельнос-ти заповедника. Регулярно проводятся зимние маршрутные учеты, биотехнические меро-приятия, позволяющие улучшить качество угодий и увеличить численность животных. Охотничьи угодья в охранных зонах переданы охотпользователям, деятельность которых контролируется в соответствии с выделенными квотами.
Заповедником ведется мониторинг состояния природных комплексов, редких ви-дов животных, в т.ч. Снежного барса и Аргали («флаговые виды»), двух подвидов тарбагана, трех подвидов бобра, Дрофы, Сокола балобана, Манула. Менее изучены Горный гусь, Сибирский горный козел, Дзерен, пролетные и хищные птицы и т.д. Мониторинговые работы осуществляется с использованием ГИС, совместно с Алтайс-ким заповедником при поддержке проектов ПРООН/ГЭФ и WWF. Ведутся работы по совершенствованию использования ГИС в заповеднике, пополнению базы данных и обучению пользователей.
Охранная деятельность ведется заповедником самостоятельно, а также силами межведомственной антибраконьерской бригады в соответствии с четырехсторон-ним договором (с МВД, Управлениями Росприроднадзора и Россельхознадзора по Республике Тыва). Сводная межведомственная бригада 10 человек, полностью технически оснащена при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ. Заключены договоры о сотрудничестве с Погрануправлением, Тувинской таможней и администрациями районов, на территории которых расположены кластеры заповедника.
В целях организации изучения и регулирования рекреационных нагрузок на трансграничное озеро Торе-Холь – памятник природы регионального значения -расположенное в охранной зоне кластера «Цугээр-Элс», заповедником разработано, а администрацией и представительным органом Эрзинского района в 2006 году утверждено зонирование береговой полосы озера. Выделены зоны отдыха, промыслового рыболовства, водопоя скота, зоны покоя и гнездования птиц (КОТР). Заповедником инициируется создание в районе местного органа управления памят-ником природы, для реализации установленных режимов охраны и использования данного природного объекта.
Заповедником в 2004 году заключен и в 2006г. пролонгирован Договор о сотрудничестве с сопредельным государственным природным заповедником Монголии «Увс-Нуур». Целью настоящего договора и ежегодно принимаемых планов совместных работ является изучение и охрана ландшафтного и биоразнооб-разия экосистем трансграничной Убсу-Нурской котловины, проведение совмест-ных охранных и научно-исследовательских работ. В развитие данных отношений, готовится межправительственное соглашение по созданию трансграничного биосферного резервата.
Сопредельными заповедниками согласован и принят общий логотип:
Логотип заповедника:
белым цветом - стилизованное изображение кластера - горы Монгун-Тайга
зеленым- горно-таежные участки
желтым - пески «Цугээр-Элс»
синим - озеро Убсу-Нур
Федеральное государственное учреждение «Государственный природный биосфер-ный заповедник «Убсунурская котловина» (далее: Заповедник), является юридическим лицом, финансируемым за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также собственных средств, направляемых на реализацию основных задач.
Заповедник находится на самостоятельном балансе, имеет счета в учреждениях банка Российской Федерации и печать с изображением герба Российской Федерации.
Заповедник входит в систему Министерства природных ресурсов Российской Федерации, подведомственен Федеральной службе по надзору в сфере природопользова-ния (далее: Росприроднадзор). Управление, информационные и функциональные связи между отделами заповедника и районными инспекциями осуществляются через аппарат управления и научно-технический совет (НТС) заповедника, расположенный в г.Кызыле.
Общая численность сотрудников заповедника по состоянию на 01.01.2008г. – 114 человек. Заповедник имеет следующие структурные подразделения: дирекция заповедника и 7 районных инспекций, созданных для охраны 9 кластеров на территории семи административных районов республики. В составе заповедника выделяются следующие отделы: отдел охраны территории, 62 государственных инспектора, в т.ч. 43 в районных инспекциях и 12 чел. опергруппа; отдел науки 9 чел., отдел экологического просвещения 6 чел., отдел обеспечения основной деятельности 32 чел., и финансово-экономический отдел 5 человек.
Инфраструктура
Основными структурными подразделениями заповедника являются семь районных инспекций по охране кластеров: Эрзинское, Тес-Хемское, Монгун-Тайгинское (в одноименных районах), Кара-Хольское (в Бай-Тайгинской районе), Абазинское и Сут-Хольское (в Сут-Хольском районе) и Чаа-Хольское (в Чаа-Хольском районе). Управление каждой районной инспекцией осуществляет старший государственный инспектор с участковыми и государственными инспекторами и техническим персоналом (от 4 до 17 человек). Ими ведутся работы по охране территории, регулированию природопользования в охранных зонах, проведению мероприятий по экопросвещению, экотуризму, содействие в проведении мониторинга и научно-исследовательских работ.
Офис дирекции расположен в г.Кызыле, где также расположено помещение, для создания визит-центра, которое требует ремонта и реконструкции.
Дирекция заповедника и районные инспекции имеют минимально необходимую материально-техническую базу: легковые и грузовые автомобили, снегоходы, мотолодки, средства радиосвязи, оргтехнику (таблица 2.2.1). Из 7 райинспекций автотранспорт (УАЗ) имеют только Чаа-Хольская, Тес-Хемская и Эрзинская (а/м требует списания) райинспекции.
В связи с недостаточно развитой сетью электрической связи в отдаленных районах республики, заповедником используются коротковолновые радиостанции «Ангара», сотовая связь, развивается система спутниковой связи (в т.ч. для проведения рейдов опергрупп).
Охрана территории
Для обеспечения режима охраны территорий, на территории семи административ-ных районов, где расположены кластеры заповедника организовано семь районных инспекций, общей численностью 43 госинспектора. Без учета госинспекторов центрального аппарата и опергруппы (19 чел.), средняя площадь охраняемых территорий, приходящихся на одного госинспектора охраны территории в районах:
- ядра заповедника – 7516,2 га.;
- охранных зон – 13998,5 га.;
- всего охраняемых территорий – 21514,7 га.
При дирекции заповедника создано две оперативные группы по 6 человек, оснащен-ные (при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ) автотранспортом, мотолодками, мобильными КВ и носимыми радиостанциями, спутниковыми телефонами, КПК, спутниковыми навигаторами, фото- и видеокамерами, прибором ночного видения, полевой одеждой, таборным имуществом и спец.средствами. Выезды опергрупп в районы осуществляются в плановом порядке в периоды и сезоны особой охраны (нерест, отел, учеты и т.д.), а также по информациям с мест и заявкам райинспекций.
На кластерах в районах охрану несут государственные инспектора, осуществляя ежедневное или периодическое патрулирование, заезд на кордоны вахтовым методом. Большинство госинспекторов райинспекций проживает в непосредственной близости от охраняемых территорий.
Госинспекторы заповедника ведут дела по нарушениям режима охраны заповедника и охранных зон, взыскивают (добровольно или через судебные органы) административные штрафы и иски с нарушителей заповедного режима, ведут разъяснительную и эколого-просветительскую работу. К перечню основных обязанностей госинспекторов также относятся работы и мероприятия по предупреждению и борьбе с лесными и степными пожарами в кластерах и охранных зонах.
К основным видам нарушений режима охраны территории относятся: нарушения правил и сроков рыбной ловли, правил охоты, правил пожарной безопасности в лесах, незаконное нахождение, проход и проезд граждан и транспорта по заповеднику.
В процессе ежедневной работы государственные инспекторы проводят беседы с местным населением, посетителями природных и культурно-исторических объектов в охранных зонах, участвуют в природоохранных акциях проводимых заповедником, местными администрациями и общественными организациями, выступают в СМИ, выполняют хозяйственные мероприятия на кордонах и благоустройство мест массового отдыха.
Вместе с тем, в работе службы охраны заповедника имеют место следующие проблемы и недостатки:
•Отсутствие материалов лесоустройства заповедника.
•Недостаточная оснащенность службы охраны территории автотранспортными средст-вами, средствами связи и коммуникаций, оргтехникой. Имеет место острый недостаток в кордонах на ключевых территориях, обеспечении форменной и полевой одеждой.
•Текучесть кадров. Причины - низкий уровень заработной платы. Трудности в подборе квалифицированных кадров в отдаленных районах.
•Недостаточно контролируются землепользователи, ведущие хозяйственную деятель-ность в охранных зонах заповедника (сельскохозяйственные предприятия, чабаны, лесхозы, промысловая охота и рыболовство и т.д.).
Управление природными ресурсами
Управление природными комплексами заповедника осуществляется на основе функционального зонирования территории в соответствии с установленным режимом охраны каждого кластерного участка и их охранных зон. В состав природных комплек-сов заповедника входят водно-болотные, степные, лесостепные, горно-таежные, ледни-ковые экосистемы и кластер «Ямаалыг» - уникальный объект культурно-исторического значения, а также геологические объекты, животный мир, создающие не только природ-ные ландшафты, но и широкое биоразнообразие и эстетические ценности.
В связи с тем, что кластеры заповедника расположены в удаленных и недоступных местах (категории 1А и 1Б), в них не проводятся лесохозяйственные и другие мероприя-тия, за исключением строительства кордонов для отдыха и проживания госинспекторов, использования в научных целях. Изредка проводится рассолка солонцов и биотехмеро-приятия в особо снежные годы. На территориях непосредственно кластеров установлен режим строгой охраны, в них нет населенных пунктов и хозяйствующих субъектов. В виде исключения, Положением о заповеднике прописаны отдельные маршруты и прохо-ды в кластерах, такие как два альпинистских маршрута на гору Монгун-Тайга, проходы в охотугодья и лечебные источники по пропускам и в сопровождении госинспекторов.
В границах охранной зоны заповедника ведут хозяйственную деятельность иные землепользователи, в частности лесхозы, охотпользователи, общественные и частные сельские хозяйства, занимающиеся в основном отгонным животноводством. Контроль за соблюдением природоохранного законодательства и режима охранных зон заповедника этими землепользователями значительно затруднён в связи с несовершенством законо-дательной базы, в частности, с отсутствием финансовых и правовых обязательств у данных землепользователей. В основном действия инспекции заповедника сводятся к контролирующим функциям, таким как регулирование выпаса скота, охоты и рыболовст-ва в пределах утвержденных квот и лимитов, ограничение распашки водоохранных зон, запрещение весенних сельхозпалов, стихийных свалок и т.д.
Кластеры заповедника внесены в Государственный реестр с оформлением свидетельств на право постоянного и бессрочного пользования.
Животный мир является неотъемлемой частью природных экосистем. Систематичес-кая работа по охране животного мира является одной из приоритетных задач деятельнос-ти заповедника. Регулярно проводятся зимние маршрутные учеты, биотехнические меро-приятия, позволяющие улучшить качество угодий и увеличить численность животных. Охотничьи угодья в охранных зонах переданы охотпользователям, деятельность которых контролируется в соответствии с выделенными квотами.
Заповедником ведется мониторинг состояния природных комплексов, редких ви-дов животных, в т.ч. Снежного барса и Аргали («флаговые виды»), двух подвидов тарбагана, трех подвидов бобра, Дрофы, Сокола балобана, Манула. Менее изучены Горный гусь, Сибирский горный козел, Дзерен, пролетные и хищные птицы и т.д. Мониторинговые работы осуществляется с использованием ГИС, совместно с Алтайс-ким заповедником при поддержке проектов ПРООН/ГЭФ и WWF. Ведутся работы по совершенствованию использования ГИС в заповеднике, пополнению базы данных и обучению пользователей.
Охранная деятельность ведется заповедником самостоятельно, а также силами межведомственной антибраконьерской бригады в соответствии с четырехсторон-ним договором (с МВД, Управлениями Росприроднадзора и Россельхознадзора по Республике Тыва). Сводная межведомственная бригада 10 человек, полностью технически оснащена при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ. Заключены договоры о сотрудничестве с Погрануправлением, Тувинской таможней и администрациями районов, на территории которых расположены кластеры заповедника.
В целях организации изучения и регулирования рекреационных нагрузок на трансграничное озеро Торе-Холь – памятник природы регионального значения -расположенное в охранной зоне кластера «Цугээр-Элс», заповедником разработано, а администрацией и представительным органом Эрзинского района в 2006 году утверждено зонирование береговой полосы озера. Выделены зоны отдыха, промыслового рыболовства, водопоя скота, зоны покоя и гнездования птиц (КОТР). Заповедником инициируется создание в районе местного органа управления памят-ником природы, для реализации установленных режимов охраны и использования данного природного объекта.
Заповедником в 2004 году заключен и в 2006г. пролонгирован Договор о сотрудничестве с сопредельным государственным природным заповедником Монголии «Увс-Нуур». Целью настоящего договора и ежегодно принимаемых планов совместных работ является изучение и охрана ландшафтного и биоразнооб-разия экосистем трансграничной Убсу-Нурской котловины, проведение совмест-ных охранных и научно-исследовательских работ. В развитие данных отношений, готовится межправительственное соглашение по созданию трансграничного биосферного резервата.
Сопредельными заповедниками согласован и принят общий логотип:
Логотип заповедника:
белым цветом - стилизованное изображение кластера - горы Монгун-Тайга
зеленым- горно-таежные участки
желтым - пески «Цугээр-Элс»
синим - озеро Убсу-Нур